Return to Tormoza homepage.

Отчеты

Литературные
   Другие

© Евгений Берман, Леонид Брухис, Александр Тельнов, 27-aug-2005

А. Т.» - комментарии Александра Тельнова)
(«Л. Б.» - комментарии Леонида Брухиса)

"Ты там особо ни на что не надейся, отдыхай и расслабляйся." – сказала мне Маша.
"Билеты и гостиницу нам оплачивают." – сказал Костя.
"Решай быстрее." – потребовал Саша (по команде от Кости – А. Т.).
"Отпустить тебя, что ли?" – задумчиво сказала моя жена.
"Папа полетит на самолете!" – сказал маленький Ричи.

И я поехал.

Наш капитан Костя Бриф поставил довольно смелый эксперимент, собрав команду, никогда раньше за игровым столом не встречавшуюся. Трое были из Нью-Йорка, трое – из Пало Альто (настоящая сборная – представители пяти разных команд! – А. Т.). Рандеву было назначено в Париже, где нас ждал рейс на Баку. И конечно же, по законам подлости рейс на Париж (из Атланты – А. Т.) опоздал почти на час (почти на два – А. Т.). Не буду описывать все эмоции и реплики в адрес Дельты, скажу лишь, что когда мы вбежали – нет, влетели! в автобус, отвозящий пассажиров к бакинскому самолету, первое, что я увидел – это как затаенный ужас на лицах нью-йоркцев сменяется улыбкой облегчения. Все-таки успели! Значит, играем!

И вот уже летим, летим, летим, девушка предлагает еду, кстати сказать, довольно приличную, а господа знатоки облюбовали совершенно бесплатную "Девичью башню" (а калифорнийское все-таки лучше! – но в Калифорнии почти не делают полусухих красных вин – А. Т.), и кто-то сел тренироваться (а кто-то устроился вздремнуть), и стало казаться, что все будет хорошо. И вот уже странный, непривычного вида бакинский аэропорт, и самолет разворачивается прямо на полосе, подъезжает к рукаву, мы выходим.... и обнаруживаем, что нас никто не встречает. А тут и команда Германии подоспела и тоже растерянно озирается по сторонам. Ну что, господа знатоки, будем за визы платить, или как?

В некоторой растерянности (это уж кто как, ибо до пересечения границы, получения багажа и прохождения таможни теряться было совсем ни к чему - Л. Б.) мы встали в очередь к окошку, но в этот момент встречающие подоспели, забрали наши паспорта и стали о чем-то договариваться с таможенниками и пограничниками, после чего нам в некоторой растерянности было сообщено, что за визы платить надо, но деньги нам вернут. Видимо, практика перекладывания денег из одного кармана в другой распространена во всем мире. (Лёне и мне, как российским гражданам, визы оказались не нужны. Приятно и забавно было узнать, что где-то в мире есть страны, где к двухглавому мутанту-орлу в наших паспортах относятся более дружелюбно, чем к непонятно почему официально называемому «лысым» американскому – А. Т.)

Наконец-то мы снаружи, стоим на стоянке и чего-то ждем. Выясняется, что у одного игрока из Германии багаж все-таки пропал (по вине Air France, а вовсе не потому, о чём вы сначала подумали – A. T.). Поэтому все ждут его. Робкие предложения оставить одного сопровождающего, а остальным поехать в ресторан и гостиницу были встречены отказом. Но наконец все утряслось, и мы расселись по машинам (водители которых выглядели подозрительно молодо, так что я вначале был слегка обеспокоен - Л.Б.).

"Добро пожаловать в Баку!" – грустно сказал наш спутник Эмин. И стал что-то объяснять, рассказывать, но сил слушать у меня уже не было. Где-то там впереди манила и звала обещанная гостиница, душ, постель и здоровый, крепкий сон. А Баку это, Париж, Нью Йорк или Гринтаун, штат Иллинойс – это уже мелкие, второстепенные детали. Однако проблема ужина напомнила о себе в тот момент, когда одновременно с нами к гостинице подъехал автобус с удовлетворенными сытыми знатоками. Вышел, ковыряя в зубах и раскуривая трубку, Александр Друзь ("Привет, жыды!" – радостно воскликнул он, заметив нас. "Шалом, Александр Абрамыч!" – степенно отозвались мы, изящно грассируя). Вышел, поводя жгучими черными усами, Андрей Козлов. Вышел, сцепив руки на необъятном животе, Анатолий Вассерман. И высыпали из автобуса знатоки из шестнадцати (таки пятнадцати – А. Т.) стран, которым назавтра предстояло стать нашими соперниками. В общем, когда мы все это увидели – кушать захотелось весьма основательно. Выручил нас все тот же Эмин, посулив нам ужин в номер, каковой ужин и явился в виде двух небольших пицц и бутылки кока-колы. А теперь представьте ситуацию – восемь ломтиков пиццы на шестерых. По одному ломтику съели, а вот как теперь делить оставшиеся два? Деликатность и застенчивость во мне разбушевались не на шутку, я вспомнил о голодных детях в Африке – и отказался, пожелав всем спокойной ночи.

(А. Т.:) Гостиница «Абшерон», в которой вот уже четвертый год расселяют знатоков, заслуживает отдельного повествования – и, в целом, похвалы. Этаж за этажом в этой гостинице подвергаются различным степеням «евроремонта» - но это не те этажи, на которые селили участников турнира. 11-й этаж, на котором оказались Лёня Брухис и я, Саша, все еще оставался на 100% советским (холодильник «Морозко» без морозилки, советский цветной телевизор, настраивающийся только на «картинку» или только на звук, но не на то и другое одновременно, две древние, заботливо сдвинутые вместе, тахты, оббитая ванная, бакинского производства кондиционер, который мы не выключали ни днем ни ночью... о, и предмет домашней утвари, о существовании которого за многие годы жизни в Америке мы успели крепко подзабыть: пододеяльник!) Но в первую же ночь выяснилось, что монотонно завывающий кондиционер спать ничуть не мешает, а огромные пуховые подушки и впалый матрас сильно способствуют крепкому и здоровому сну... За пару вечеров перед отъездом мы с Лёней отправились «в разведку». На третьем этаже оказались бар и множество никем не занятых биллиардных столов. «Yes!» - радостно сказали мы, слегка подуставшие от игры в «преферанс». «$7 в час» - немедленно охладил наш пыл бармен. Несколько этажей оказались пустыми. А вот на этажах 5-м и 10-м нашему взору предстали ярко освещенные, увешанные картинами коридоры, вполне достойные дорогого Лас-Вегасовского отеля, и чинно сидящие за прилавками a la Reception Desk в каком-нибудь Hotel Inter-Continental очаровательные, разговорчивые – и весьма неглупые – горничные.

(А. Т.:) Утро первого дня мы встретили одними из первых, успев скушать предлагавшйся знатокам на 16-м этаже “continental breakfast” еще до того, как на «раздаче» образовалась очередь. За имеющийся у нас до организованного, с мигалками, отъезда на пляж час мы успели найти обменный пункт и провести полчаса в ближайшем интернет-кафе, заплатив за сие сомнительное удовольствие аж по 1000 манатов ( = 1 «мамед», = 21.5 американских цента).

День первый начался, как ни странно, с пляжа. (Сразу по приходу на пляж Друзь подозвал меня к себе, затем прошествовал к команде Германии, и изрек, что он, положим, про американские замашки не знает, «но вот вы, тыкая в живот кого-то из «немцев», чтоб не смели, как в прошлом году, переодеваться у всех на виду!» - А. Т.) Пляж был так себе, надо сказать, но тем интереснее было зрелище, открывавшееся утомленному взгляду, а именно – знатоки, играющие в некий водный вариант чехарды поручик господин Друзь, как оказалось, еще тот озорник! – А. Т.). Должно быть, это заплыв под водой между очаровательных дамских (болгарских – А. Т.) ножек так расслабил игроков (но тссс....смолкни, сердце, скован мой язык! жены наши ревнивы!). Хорошо еще, что до игры был обед и небольшой перерыв.

А сама Игра – ну что ее описывать? (Правильно – куда более интересно было бы описать шестнадцать длинноногих красавиц из местного модельного агентства, которые на открытии держали таблички с названиями стран-участниц – А. Т.) (Куда более интересно было бы выяснить, как достать видео, чтобы ничего не пришлось описывать. Видимо, процесс доставания видео и книжек с вопросами, обещанных призёрам - тема отдельного отчёта. - Л.Б.) Да и как рассказать об этом? Эмоции, накал страстей, изящные интеллектуальные построения, незаметные чужому глазу тонкости обсуждения – вот она, прелесть Игры, недоступная, увы, стороннему наблюдателю. Скажу лишь, что лично я получил "неизъяснимы наслажденья" (Полностью солидарен. В английском языке про такое дело говорят «better than sex», что совершенно непереводимо на русский язык без искажения истинного смысла сказанного. – А. Т.) (Совершенно переводимо: в русском языке для этого есть специальный анекдот про чукчу, рассказывающего другому чукче о вкусе апельсинов, с аналогичным пуантом - Л.Б.) .

(А. Т.: В круговом турнире мы заняли первое место в своей группе – а Россия в своей заняла второе, уступив по количеству правильных ответов Молдавии. В результате стало ясно, что, победив в 1/8 финала Латвию, мы попадали бы на Россию. Поравнявшись со мной при посадке в автобус, отвозивший нас на ужин, Друзь изрек почти-что голосом Кашпировского: «А вы – проиграете Латвии!» Что ж, его «установка» сработала: в тот вечер мы действительно продули Латвии в «Брейн».)

После игры и ужина мы нацелились было на отдых, но так просто лечь спать нам не дали, объявив отборочный тур Брейн-ринга. Естественно, брейн был продут нами с разгромным счетом (в какой-то момент мне показалось, что Костя решил нажимать кнопку неким оригинальным способом – то ли лбом, то ли носом, но потом я понял, что он просто уснул еще до сигнала "Время"). (Я помню, что один вопрос - на любимую химико-фармакологическую тему - я всё-таки взял, чтобы уж не всухую продувать. - Л.Б.) Встав из-за стола, команда дружно вздохнула "Ну наконец-то!" и отправилась в горизонталь.

День второй принес небывалый накал страстей. Дуэль США-Россия обсуждалась в кулуарах, со всех сторон на нас были направлены взгляды, то ли сочувствующие, то ли ободряющие, то ли уничтожающие. На столе стояли две банки "Ред Булла", но они были явно лишними, так как в нашем адреналине и без того следов крови было мало. Россия уже вела в счете и кое-кто уже насвистывал из Шопена, когда мы сравняли счет, а потом взяли решающий вопрос на первой секунде. Зал подавленно молчал. Всякое бывает, конечно, но... Друзь ходил мрачнее тучи (только в последний день он оттаял, пришел к нам в номер (а мы с Сашей жили черт-те где, и к нам никто не приходил - Л.Б.) и начал травить анекдоты). И лишь Козлов прятал за усами довольную улыбку...

Полуфинал с командой Туркмении чуть не слили – сил на борьбу уже не было. Впрочем, мы не воспринимали их, как сильного противника (а зря!), так что, наверное, это уверенность в победе нам помогла. (Перед полуфиналом кто-то вспомнил приписываемую Пеле цитату: «Вы нам забьёте, сколько сможете, а мы вам - сколько захотим!» Я же добавил: «Не надо “сколько захотим”, давайте просто забьем столько, сколько нужно для победы». И сделали. А потом были обед и еще раз пляж. - А. Т.) (На этот раз пляж был получше, на море были хоть какие-то волны, и в нем даже пытались утонуть. Раздевалка на пляже была платная, за 500 манат (12 центов), охраняемая молодцом, по-русски умеющим говорить лишь "не понимаю по-русски". Я хотел было спросить, это за каждый раз по 500, или можно и по второму разу, но так растерялся, что забыл попробовать спросить по-английски. Говорят, те из молодежи, кто уже не знает русского, обычно знают английский.)

На третий день культурную программу (опять пляж – А. Т.) мы решили похерить и самостоятельно окунуться в бакинскую жизнь. Шура Житомирский, как самый опытный, был назначен нашим чиччолине....чипполине...в общем, старшим. Первым в программе был осмотр Девичьей башни (Шура неторопливо поправлял девушку-экскурсовода, задавал ей каверзные вопросы, а под конец потребовал открыть комнату-музей на каком-то там ярусе. Ах да, сказала девушка, я и забыла, что у нас такой есть. На каком, вы сказали, ярусе?), прогулка по старому Баку, а напоследок – осмотр Торговой улицы (Market Street). Там Шура пожелал нам удачи и куда-то исчез (как потом оказалось, обедать и пить водку с командой Болгарии), а мы побродили еще немного, попытались найти знаменитый ресторан "Старый Баку", опрашивали аборигенов на манер мистера Адамса из "Одноэтажной Америки", но увы, наши попытки успехом не увенчались. Пришлось обедать в какой-то харчевне на Приморском бульваре, где, впрочем, баранина была весьма и весьма достойная.

Финал. Несмотря на занятия аутотренингом (непродолжительные – правда, без огонька), мы так и не смогли настроить себя на победу. Но это как раз был такой случай, когда глядя на белое, пытаешься уверить себя, что это черное. Хотя на самом деле мы были близки хотя бы к ничьей, так как первый вопрос мы почти докрутили, а где-то в середине нам не засчитали логическую дуаль (справедливо, правда, так как правильный ответ был всего один, но все равно досадно). А в последнем вопросе примерно секунде на тридцатой я услышал за столом правильную версию (до сих пор так никто и не признался), и оставшееся время пытался сообразить, как ее увязать с приведенными в вопросе фактами. Зациклился, в общем. Ну и ладно. Тем приятнее было после нашей игры стоять в зале, смешавшись с публикой и наблюдать за перипетиями брейна Сборная Мира – Азербайджан.

Торжественная часть мероприятия ничем от подобных ей не отличалась (как писал покойный мэтр Желязны, если ты видел одну коронацию – считай, видел их все). Все с нетерпением ждали волшебного слова "банкет" – и вот оно наконец-то прозвучало. Я дорвался до своей камеры, все время мирно пролежавшей под столом, и начал щелкать налево и направо, предварительно выпив по стаканчику отличной водки с командой и подошедшим к нам с поздравлениями Андреем Козловым (мы с Сашей, подойдя к Вассерману, выпили с ним его бразильской тростниковки, улучив момент, когда очередь желающих с ним сфотографироваться на мгновение рассосалась - Л.Б.) . Вообще-то я сей напиток не жалую, но тут и правда случай был особый.

А потом все смешалось, весело и шумно, и вокруг были лишь счастливые лица, победителей и проигравших, хозяев и гостей. И я в который раз поразился, как же все-таки удивительно, что люди из разных стран, собравшиеся на небольшом пятачке, моментально стали друзьями и нашли общий язык. Все-таки великая это вещь – Игра!

А наутро гостиница опустела, остались только мы. Нам еще предстоял важный пункт программы – покупка черной икры. Атмосфера восточного базара подействовала на нас гипнотически. Шура, как старшой, сражался за каждый доллар, выпил весь предложенный ему чай и попросил еще, отбирал у хозяев калькулятор, магические слова "доллар", "манат" и "ширван" летели отовсюду, я же, обалдев слегка, купил за смешные два доллара полный стаканчик шафрана. Но из схватки за икру мы вышли победителями.

После базара был ресторан, где нас тоже сначала приняли за провинциалов, предложив вместо вина что-то совершенно непотребное, но затем, быстро осознав ошибку, принесли требуемое. Буду краток – было вкусно!

(Вкусно-то вкусно, но впоследствии я понял причину однообразия официальных приемов пищи - уж лучше питаться однообразно, чем потом заниматься затыканием дыр в ЖКТ. А затыканием заниматься всё же пришлось; мне - уже после окончания игр, к счастью. - Л.Б.)

Рано утром ребята улетели в Нью-Йорк, а мы, калифорнийцы, остались еще на один день. Ничего примечательного в этот день, правда, не случилось (если не считать краткой разборки в метро с полицией, но узнав, кто мы такие, полицейские весьма быстро ретировались). То же самое, кстати, было и в аэропорту, где наш багаж весьма тщательно досмотрели, потребовали заполнить декларации, которые так и остались у нас, попросили хотя бы по несколько долларов на чай и получили вежливый отказ.

До Лондона мы долетели без происшествий, Леню оставили с вещами, а мы с Сашей пошли прямиком в World of Whiskies. Мне удалось выйти оттуда почти без потерь (всего одна бутылка ирландского), а вот Саша запасся года на два (если, конечно, к нему не придут гости – а гости к нему обязательно придут!)

А вот в Атланте начались приключения. Как законопослушные обладатели зеленых карт (а Леня из чувства солидарности, как законопослушный гражданин), мы честно задекларировали всю имеющуюся у нас икру. И тут оказалось, что везти можно всего по две баночки, а поскольку у нас больше, то заберут всё. Мы ринулись в бой, я достал компьютер и начал искать информацию на разных государственных сайтах, Саша ушел с симпатичной федеральной дамой в ее офис и что-то там долго ей доказывал – но все оказалось тщетно. (Так как нас неоднократно спрашивали, что будет, если эту икру они будут хранить то так, то этак, а мы честно отвечали, как её нужно хранить, чтобы она не испортилась, а потом, когда мы отказались от претензий на неё, нам никаких документов об изъятии не дали и при нас номера актов не проставили, то у нас возникли некоторые предположения о дальнейшей судьбе нашей икры... Впрочем, опыт приобретен, а он - дороже денег. - Л.Б.) Да вдобавок ещё мы опоздали на наш рейс (но т.к. у нас была уважительная причина, то нас подсадили на следующий рейс бесплатно. Работница авиакомпании, которая перерегистрировала наши билеты, несколько раз переспросила, чем была вызвано опоздание - таможней или иммиграцией. Подозрительно это... - Л.Б.).

Ну что ж – нет худа без добра, сказала Лиса, зато мы дома! На столе коньяк и виски, тускло поблескивает серебряная медаль на шелковой ленточке, компьютер урчит, переваривая несколько сотен отснятых мной кадров, а на душе тепло от встречи со старыми и новыми друзьями, легкая грусть оттого, что все так быстро закончилось, и надежда на то, что когда-нибудь мы встретимся опять.