Оригинал этого материала (в новом окне)
© Олег Голденстейн, Саша Ретах, 10.02.01
Открытый чемпионат Bay Area (США) по игре "Что? Где? Когда?":
1-3 сентября 2001
Олег Гольденштейн, Саша Ретах
Bay Area '01 : КАЛИФОРНИЙСКИЙ РУЛЕТКАК ЧИТАТЬ ЭТОТ ОТЧЕТ :-)"Оба отчета были выполнены в манере "лаборант" и, на мой взгляд, сильно смахивали на школьные сочинения в жанре "как я провел каникулы у дедушки". Писать такие отчеты - одно удовольствие, читать их, как правило, - сущее мучение. Психологи (засевшие в штабах) требуют, чтобы отчеты содержали не столько объективные данные о событиях и фактах, сколько сугубо субъективные ощущения, личные впечатления и поток сознания автора"
братья Стругацкие, "Жук в муравейнике"
Отчет написан на два голоса - мой голос и голос разума, озвучиваемый Александром Ретахом. Ремарки последнего выделены соответствующими инициалами, вот так -
АР: И какой из меня голос разума?
Курсивом даны (как правило недоброжелательные)комментарии команды "ТОРМОЗА".
Поскольку отчеты не всегда дочитываются до конца, мы начнем с раздела
БЛАГОДАРНОСТИ.
* МАЕ и АРТУРУ СВИДЕРАМ - за то, что встретили в аэропорту в середине ночи, кормили, поили, всюду возили, спать укладывали и с кошачьем играться дозволяли;
* ДМИТРИЮ ЖАРКОВУ - за предпочтение, отданное la belle France перед солнечной (но холоодной) Калифорнией, что обеспечило чемпионату наличие спортивной интриги;
* ДЖОРЖУ БУШУ-мл. - за спонсорский взнос в размере $300, покрывший расходы по перелету Нью Йорк - Сан Франциско - Нью Йорк;
и многим-многим другим...
... Нас встречали. Встречали героически - потому что когда вечерний рейс с Северо-Востока в Калифорнию сначала задерживают на час, а потом аэробус ещё два часа катается по рулежным дорожкам аэропорта Кеннеди и командир развлекает почтеннейшую публику объявлениями в духе "Как вы думаете, есть ли у диспетчеров этого аэропорта ПЛАН?" - никакая разница во времени уже не поможет.
АР: Следует ещё добавить, что в самолете не кормили (погнались попы за дешевизной)...
Так и произошло - прилетели мы в половине второго. Встречавшие меня и Сашу Ретаха Артур Свидер и Дима Волк были удивительно спокойны и даже почти не высказали своего мнения по поводу несколько запоздалого прилета. Вероятно, уже смирились с планидой организаторов...
АР: Надо сказать, что я никогда не видел, чтобы организаторы так хорошо ухаживали за гостями. За что ещё раз огромное им спасибо.
Зал Jewish Community Center в Пало-Альто, где в течение двух дней проходили игры, вызвал у меня сильнейшее deja vu. Все так же, как и тогда - четыре года назад, в сентябре '97... Только вот зрителей в тот раз, кажется, было немного побольше. Но все равно хотелось закричать, подобно известному герою: "И передайте государю, что в Пало-Альто зрители за то, чтобы посмотреть на ЧГК, деньги платят!" Пятерка, конечно, сумма символическая, и важен этот факт как показатель популярности игры. В первый день за играми следили несколько десятков зрителей. Что приятно.
АР: Ложка дегтя: не так уж много зрителей досидело до конца наших игрищ. Все-таки, спортивное ЧГК - скучное зрелище...
Ну, меню у фестивалей стандартное. Поэтому с таким восторгом встречаются неожиданные изыски типа музыкального конкурса Паши Лейдермана на годичной давности чикагском фестивале (см. соответствующий отчет ДЗ).
АР: "Литературный покер" - это для нас относительно новый конкурс, так что были аппетитные явства, были. Что же до музыкального конкурса, то, боюсь, подобное мы увидим очень не скоро - уж больно сложно такое подготовить.
На этот раз явств не было - давно любимые и приятные "перевертыши" (многие из которых встречались хохотом и аплодисментами. Визборовская "песня шин", к примеру, была переделана в "прозу алеф"... Правда, чтобы дочитать этот "перевертыш" до конца, ведущему Диме Волку пришлось испросить разрешеня у зала - правильный ответ был дан уже после половины первой строки).
Конкурс на начала и окончания произведений. Тоже продумано, приятно и интересно. Выявил - в который уж раз - достаточно распространенную "болезнь" знатоков - слабую подкованность в вещах, которые можно в той или иной степени отнести к классическим. Угадывание, к примеру, "Хождения по мукам", таковым хождением, собственно и явилось. А когда мне удалось первым "вычислить" "Улитку на склоне" и "Солярис", то было очень жалко, что фантастика не получила дальнейшего равития... :-)
"Эрудитку" не без артистизма (хотя варианты ответов все же стоит повторять дважды) провел Артур Свидер. Тема - греческая мифология. Мда... Уж сколько раз твердили миру... но мы все еще не помним ее наизусть. :-) Маленькое лирическое отступление - у меня на десктопе рабочего компьютера лежит почерпнутый с какого-то русского CD файл со схемой "Теогония Гесиода". И я на него регулярно смотрю, так что вопросами про детишек Тифона и Ехидны меня уже не смутить. Да и вообще, знание биографии немейского льва и его лернейской сестрицы (нет, она не львица, она гидра) - это уже входит в "малый джентльменский набор знатока". А вот бебрики меня лично впечатлили...
АР: Последний раз я про этих бебриков читал...ну, где-то в школе. Но такое не забывается!
В итоге по 8 из 10 (отличный результат!) набрали 3 игрока из
команды "Ума палата #6" и девушка из зала. Финальная пулька
проходила под сексистские выкрики "Отдайте приз женщине!" и
демократические выкрики "Отдайте приз зрителю!" Так оно и
произошло. К чести троих знатоков, они не стали всерьез бороться
за победу... первый из многих случаев спортивного благородства на
этом фестивале.
Девушку из зала зовут Мария Соколова.
На мой непросвященный взгляд, из
троих знатоков, не ставших бороться
за победу, сначала вылетели двое, а
третий в конце при равном счёте после
нескольких дополнительных вопросов
действительно проявил благородство.
Играли мы на турнире сплоченным составом "верных лямбдинцев", вот
только компания эта живет в очень разных городах. Ведущий
почему-то повадился называть нас "Сборная Восточного побережья
"Лямбда"", что для команды, в которой играют два человека из
Чикаго и примкнувший к нам сочувствующий "туземец", согласитесь,
несколько необычно. Меня это навело на мысль, что прав, прав был
Саша Ретах, некоторое время назад сказавший, что специально для
знатоков нужно устраивать курсы географии. Хотя после того, как
один известный знаток при мне высказал предположение о том, что
Америка была открыта в 1496, меня уже ничего не удивляет.
Кроме того, как знатоки умудряются проходить натурализацию :-).
Географичский абзац выглядит весьма
пикантно на фоне неспособности авторов
отличить Пало-Альто от Сан Франциско:
"Тормоза" (SF) упорно пишут они.
Началось "ЧГК". В борьбу вступило, кажется, 14 команд. Начало выдалось для нас, мягко говоря, неуспешным. Игра шла просто тяжело. Идей возникало мало, извилины ворочались с явным скрипом. И вопросы были... ну как бы это охарактеризовать... Я всегда очень скептически отношусь к тезису "мы сыграли плохо, потому что были плохие вопросы". Тому, что хорошая команда хорошо играет на любых вопросах, знатока учат с младенчества. И мы сами виноваты, что после первых двух туров шли на 6-7 местах. Но налицо был явный случай "непопадания" команды в вопросы. В третьем туре вопросы... ммм, не скажу "стали лучше", это было бы крайне субъективно. По выработанной нами с Сашей Ретахом политически коррректной формулировке, "поменялся вид/категория" вопросов. Что крайне благотворно сказалось на двух командах - "Лямбде" и "НОНСЕНСе". Но было поздно. Хотя я забегаю вперед.
АР: Лично я люблю громко щелкающие вопросы. В первых же двух турах таких было мало. Зато - угадайки, вопросы, где первая (тупая) версия - правильная и т.д. Такая точка зрения всегда субъективна, кому версия первая, а кому - выкрученная на 59-й секунде, но, кажется, большинство играющих придерживалось того же мнения. Все корректно, четко, но без огонька...
Пакет лично у меня вызвал удивление. Положа руку на сердце - я отказываюсь понимать, каким образом может ТАК выглядеть пакет, прошедший ДВОЙНУЮ редактуру - на родине, в Одессе (причем, как утверждалось, чуть ли не Бориса Оскаровича) и уже в SF. Пример. "В такой-то день своего плавания Христофор Колумб заметил фрегат. Фрегат был не испанский, но там не менее Колумб очень обрадовался.Чему?" Незамысловатый вопросик, фрегат, ессно, птичка, которая редко долетит до середины Атлантики и т.д. Но что вы будете делать с командой, которая просто ответит "Тому, что близко земля"? Это, безусловно, надо засчитывать - ответ абсолютно верен, но для того, чтобы его дать, совершенно необязательно проникать в суть вопроса, достаточно лишь спросить себя, чему, собственно, может обрадоваться мореплаватель.
АР: Хотя неправильных ответов было не один, и не два...
Один к одному история годичной давности с какого-то украинского фестиваля (черновицкого, кажется), где был вопрос на основе байки про гроссмейстера Флора, разговаривающего с лифтером в Гастингсе. Но формулировка вопроса - "Что именно спросил лифтер у гроссмейстера?" Миль пардон, а что вообще может спросить лифтер, находящийся на работе?..
Еще один просто феерический пример из Пало-Альто - вопрос, на который невозможно ответить неправильно. Думаете, таких не бывает? Послушайте. По законам царя Хаммурапи кредитор мог забрать ЭТО у своего должника на три года, но должен был по истечении срока вернуть в том же состоянии. Цитирую не точно, но смысл именно такой. Прелесть вопроса даже не в том, что правильная версия возникает у всех без исключения за доли секунды, а в том, что команда со средними фантазерскими талантами просто не в состоянии выработать альтернативную конкурентоспособную версию. Ошибиться абсолютно невозможно.
АР: Самое печальное, что после пары таких вопросов у меня, например, пропадает желание крутить вопрос. Вышли на версию? Ну, наверное, правильно. Непрофессионально, но играем все же для удовольствия. И от скучных вопросов его получить нельзя.
Примерно то же самое, относится к вопросу, благодаря которому я теперь твердо запомнил номер лифчика Ани Курниковой. Интересно, о чем нас спросят в следующий раз...
Это были перлы. Другая проблема пакета - "Свеча горела на столе, свеча горела..." 4 вопроса из 36 было снято как "свечки" (нескромно замечу, что три из них сняла наша команда) и, возможно, о некоторых вопросах команды предпочли не заявлять.
АР: Были даже свечки из БД на куличках. Именно свечки - слово в слово. Уж сколько раз твердили...
Многовато для якобы несвеченого пакета. "А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо" Интегральная оценка пакета - удовлетворительно. Но надо бы все-таки, как говорит Михал Михалыч, "тщательнее"... И редактировать получше, и с "поставщиками" насчет неигранности уславливаться понадежней...
После 24 вопросов (замечу, что снятые "свечки" не переигрывались) уверенно лидировала лос-анджелесская "Ума Палата #6" (из разговоров в кулуарах между 2-м и 3-м туром, кто-то из калифорнийцев: "И какая муха их сегодня укусила?" :)), за ними"Тормоза" (SF), три команды делили 3-5-е места. Мы - 6-7-е. В третьем туре все изменилось. Пошли "наши" вопросы. И мы заиграли. Также пошел вперед "НОНСЕНС". Лидировавшая "Ума палата" невообразимо сдала, и вперед вышли "Тормоза".
АР: Надо отдать должное "Тормозам" - единственная команда, игравшая стабильно. По заслугам и получили :)
Благодаря тому, что мы единственные взяли последний вопрос
(отличная командная раскрутка, за 40 секунд приходим к выводу,
что речь в вопросе идет о странах, не имеющих выхода к Мировому
океану, 20 секунд уходит на то, чтобы понять, что самая большая
из них - это, скорее всего, Казахстан. Ответивших "Монголия"
ведущий отсылает к нам за разъяснениями, как эти версию можно
"отсечь ". Изображаем подъем казахстанского патриотизма)
"Лямбда" с 8 ответами выигрывает последний тур.
А "Тормоза" с 8 ответами этот тур
проигрывают?
"Только этого мало". Нам не хватает одного очка, чтобы зацепиться за третье место, "НОНСЕНСу" - одного, чтобы зацепиться за второе. "Тормоза" - 24, "Ума Палата " - 22, "НОНСЕНС" - 21, "Лямбда" - 20. Мои искренние поздравления победителям и призерам. Уважаю. 24 из 32 на таком пакете - гроссмейстерский результат.
Второй день начался с "Верю - не верю". Участников опять тестировали на знание греческой мифологии (ну не было у организаторов других книжек...). Коллективное хождение знатоков по сцене (мальчики - налево, девочки - напра... то есть, простите,"верю" - налево, "не верю" - направо) со стороны выглядело, наверное, достаточно забавным. Первый кон завершился молниеносно, когда Игорь Портной решил не поддаваться инстинкту стадности и отправился в противоположную всем остальным сторону. За что и был вознагражден. Во втором же кону вышеупомянутый инстинкт проявил себя во всей красе, и группа знатоков перемещалась очень сплоченно. Победитель в этом коне выявлен так и не был.
В "Брейн Ринге" должны были принимать участие 8 лучших команд по итогам первого дня. Но оказалось, что реально присутствуют то ли 6, то ли 7.
АР: Сначала 6. Потом 7. Потом выяснилось, что не в полных составах, и две слились. Все-таки надо возвращаться к старой схеме, где ЧГК играют в два дня (при этом оба дня одинаково идут в зачет). А то второй день любого фестиваля становится скукожившимся довеском к первому.
Ощущение солидности фестиваля несколько поблекло, сменившись чувством домашнего малоорганизованного междусобойчика. Вторую нью-йоркскую команду - "Трое в лодке" вообще пришлось долго уговаривать - "А не соблаговолит ли многоуважаемый джинн?.."Многоуважаемый джинн соблаговолил. Команда играла вчетвером - как и полагается! - оставляя зрителям простор для догадок: "слушай, а кто же у них за Монморанси?" :)
В конце концов, число участвующих команд зафиксировалось на шести, система, позволяющая, в отличие от "олимпийки", командам сыграть как можно больше игр, была выработана, и через час "Брейн Ринг" начался.
АР: Но увы, о правилах собственно игры договориться забыли. Сие ружье в следующем акте выстрелило. Не сильно, но базар был.
Коллективный разум знатоков выработал следующую схему игр (хотя некоторые особо продвинутые кричали, что лучше швейцарской системы ничего нет :-)): две подгруппы из трех команд играют по круговой системе, а затем первое и третье места разыгрываются в стыковых матчах. Игры в подгруппах идут до четырех очков с максимальным накоплением до трех, финал - до шести. Эта система еще преподнесет играющим забавные сюрпризы...
В первую подгруппу попали "НОНСЕНС" (заявленный первоначально
капитаном как "Тормознутый НОНСЕНС",
верно, лавры "ТОРМОЗОВ" покоя не дают.
но потом команда разогналась и эпитет более не упоминался), "Вечно живые" и добравшиеся таки до игрового зала "Трое в лодке". Во вторую - мы, "Стремительный домкрат" и "Ума палата". В отличие от вчерашнего
"ЧГК" "свечки" решили не снимать по принципу "обе команды в равном положении".
АР: К тому же, передающий пакет клятвенно заверял организаторов, что вопросы не свечены. Потом оказалось, что штук десять игралось - и не на турнире в Царево-Кокшайске, про который в Америке могут и не знать, а на IRC. Были и еще свечки. Остается только гадать, в склерозе дело или в элементарной недобросовестности.
В нашей подгруппе ничего особенно интересного не произошло. "Лямбда" неприлично легко выиграла "всухую" обе своих игры. Особого удовлетвореня сие не принесло, потому что когда победа достигается на вопросах типа "Во время такого-то сражения русским долго не удавалось взять такую-то батарею французов. Тогда генерал такой-то вынул из кармана дюжину предметов и швырнул их на батарею. Солдаты ринулись вперед и на сей раз батарея была взята. Что же швырнул на батарею генерал?" - это просто скучно. Плюс, опять же "свечки". Или "гробы". Я, признаться не знаю точно, откуда ведущий игр в Нью-Йорке Леня Койфман берет вопросы для тех наших игр, которые не ведутся самими командами клуба. Но, по-моему, это относительно открытые источники, т.е. не пакеты, полученные на условиях неразглашения и т.п. Минимум 7 или 8 вопросов из тех, что я услышал в Пало-Альто, отыгрывалось ранее в Нью-Йорке! Очевидно, что те, кто предоставил организаторам этот пакет то ли не поняли, что игра произойдет уже в сентябре, то ли не смогли проконтролировать распространение вопросов, то ли проявили халатность, не сказать бы больше... На этом фоне просьба организаторов "не разглашать вопросы пакета" звучала просто наивно. Пакет явно уже был "засвечен", и неоднократно.
Другой тип реакции на вопросы воскресного "Брейн Ринга" был более интересен. Примерно это звучало так - "а почему этого вопроса не было вчера на ЧГК?" Замечательный пример - вопрос про Анну Павлову и негуманный метод, с помощью которого она училась быть "умирающим лебедем". Но простите великодушно, что этот вопрос делает на "Брейн Ринге"? Это очень хороший чгкашный вопрос, и после минуты его возьмут далеко не все команды.
АР: А по мне, все лучше кнопки на обоих столах. Особенно, когда кнопочник не знаком с местным устройством :)
Я, повторюсь, обычно склонен считать, что, если вопрос корректен, то невзятие его - вина команд. Но, когда за столами две сильные команды, и постоянно виснут 3,4, а то и 5(!!) очков?! Извините... это явно неадекватный пакет. И полное отсутствие обратной связи, когда ведущий может (и должен) корректировать вид, категорию и сложность вопросов в зависимости от игровой ситуации. Этого сделано не было. И уж совсем аховым моментом было определение в середине то ли второй, то ли третьей игры, а какое, собственно,количество времени, следует давать второй команде, после неверного ответа первой? Остаток минуты, 20 секунд, 30 секунд?.. Возможно, это даже забавно играть в игру, правила которой недетерминированы... но мне почему-то смешно не было
В первой подгруппе "НОНСЕНС" выигрывает у "лодочников", но проигрывает "Вечно живым". В последней игре "Трое в лодке" выходят вперед, после чего несколько очков зависают, и создается феноменальная ситуация. Команда, отвечающая на следующий вопрос, получает три очка и выигрывает игру. Если же этой командой оказываются "Трое в лодке", тогда у всех трех команд оказывается по одной победе и считается "разница мячей". И в этом случае - вследствие победы в последней игре со счетом "по заказу" 6:1 - "Трое в лодке" становятся первыми, а "Вечно живые", проиграв "-5", улетают на последнее место. И все это происходит как результат ответа на один-единственный вопрос. Этот сценарий и реализовался. "Лодка" в финале, а за третье место играют "НОНСЕНС" со "Стремительным домкратом". Герой вчерашнего дня "Ума палата" остались на последнем месте в подгруппе.
Матч за третье место. Опять тягучая игра на малоподходящих, ИМХО, для "Брейна" вопросах. Запомнился красивый жест капитана "НОНСЕНСа" Артура Свидера, отказавшегося от засчитывания ответа своей команде в пограничной ситуации (команда дает ответ, ведущий начинает его громко повторять для зала, и в тот момент - прошла где-то секунда - команда дает корректирующий, верный ответ), когда ведущий (и многие в зале, включая меня) были склонны присудить очки "НОНСЕНСу". Вообще, идеи "Fair Play" на этом фестивале были весьма уважаемы. Что ОЧЕНЬ радует. Правда торжествует, "НОНСЕНС" выигрывает и становится третьим, а в финале нью-йоркская междуусобица между командами, большая часть игроков которых традиционно играет между собой в полуфиналах и финалах "Брейнов" NY-игр.
АР: Мы вышли в финал первыми. И когда во второй подгруппе выиграли "лодочники", единственная мысль была "Надоело!" По приезде в NY мой рассказ о брейне проходил так: ` а в финале мы играли с "Трое в лодке". С кем? С "Incom". А, опять... ` :)
Та же схема игры, такой же тип вопросов (может быть, чуть повеселее шло дело). В финальном вопросе "Трое" быстрее соображают, что речь идет о фразе "Дело пахнет керосином" и выигрывают 7:4. Наши поздравления "Лодке"! Все как дома :-)... только псевдоним зачем-то взяли...
Перед заключительным элементом фестиваля - "Своей игрой" состоялось еще несколько конкурсов. Лена Зусманович провела конкурс "знатоков моды". Называется мало кому известная часть одежды и требуется указать, а на что, собственно, ее следует одевать. Конкурс прошел очень весело, за что Лене большое спасибо, и я даже умудрился занять в нем второе место (что у людей, лично меня знающих, должно вызвать ооочень широкую улыбку :-))
Далее был определен лучший игрок фестиваля. Организаторы предложили очень удачную модель - 4 лучшие (из присутствующих) команды фестиваля (а именно, "Ума палата", "НОНСЕНС", "Трое в лодке" и "Лямбда" ) делегировали по одному игроку, между которыми был устроен индивидуальный "Брейн Ринг". Никакой произвольности, никакого фаворитизма, побеждает сильнейший. "Битва монстров" (как обозвал ее ведущий) из 10 вопросов. Мы делегировали Сашу Ретаха, и он не подвел. За его явным преимуществом (4 ответа против не более 1 у остальных конкурентов) игра была завершена уже после восьмого вопроса. Саша был признан Главным Монстром и получил сову. И поделом. Смотри благодарности Диме Жаркову в самом начале... :-)
АР: При том, что на кнопку я жал впервые в жизни. Повезло...
Надо отметить, что, несмотря на умеренные стенания организаторов по поводу недостаточно количества гостей, фестиваль оказался довольно сильным и представительным по составу. Конечно, хорошо было бы увидеть в Сан Франциско еще и Жаркова, Вейцмана, Горенстейна, Мягкова, Зарайского... и прочая, и прочая. Многие выражали сожаление, что не удалось помериться силами с вышеперечисленными. В то же время, с 3 командами из ЛА и 2 из NYC фестиваль оказался в одном шаге от того, чтобы удовлетворить "критерий Жаркова" и, таким образом, получить право именоваться седьмым чемпионатом страны.
[ Маленькое отступление. Поскольку, как выяснилось при беседе во время последней нью-йоркской игры, даже сам Дима уже забывает, о чем идет речь :), позволю себе напомнить, что такое "критерий Жаркова". "Американский фестиваль считается чемпионатом страны, если в нем принимают участие не менее 5 иногородних команд, в том числе не менее одной из каждой из трех географических зон - West, Midwest, Еаст" Несмотря на отсутствие каких-либо формальных процедур, по поводу данного критерия, кажется, достигнут консенсус. Следствие: турнир может быть признан чемпионатом ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО АПОСТЕРИОРНО. Но с этим, по-видимому, придется смириться. ] Так вот, единственно отсутствие организованной команды с Мидвеста (читай: Чикаго, хотя есть, конечно, еще и любимый мной Urbana/Champaign, и пока еще гордо реющий над просторами Индианы одинокий граф фон ТОПРМО3) не позволило повысить статус турнира. Нехорошо саботировать общеамериканские турниры... [ камень летит в огород сами знаете кого... :-) ]
А завершился фестиваль "Своей Игрой". Огрмное спасибо автору и ведущему Илье Манделю за полученное удовольствие! Было приятно и очень весело играть. Масса эмоций. Все началось с технической системы игры. Система изначально предназначена для игры в "College Bowl" и имеет не две, не четыре, а ДЕСЯТЬ кнопок системы "педаль" :-) В "БР" было задействовано две, в описанной выше "Битве Монстров" - 4. В "Своей Игре" - все десять! Команды состояли из двух человек, ergo, в борьбу вступили двадцать знатоков в период гона. Как Мая Свидер умудрилась вести счет для всей этой оравы, для меня так и осталось загадкой.
Два тура были определены цитатами из известных песен. Первый - "Четыре / Года / Рыскал / В море / НАШ (матричная тема) / Корсар". Второй - "Надежда, / Я / Вернусь / Тогда, когда (тема о логике - импликация, однако :)) / Трубач / Отбой сыграет (самая мрачная тема)". И началось... Не выдержала даже техника. В один из моментов система, в которой по идее стоит блокиратор, не позволяющий зажигаться более, чем одной лампочке, засветилась ЧЕТЫРЬМЯ. Удивленный Илья сказал, что не видел такого три года и попросил сфотографировать это необычайное событие. Сфотографировали. Перезапустили систему. Задали тот же вопрос. Правильно, на сей раз зажглось ШЕСТь лампочек... [ Фотографии высылаются желающим и будут помещены в Летопись ]
Пара из меня и Саши Ретаха под незамысловатым названием "Лямбда" (почему-то уже давно заготовленные у меня для подобного случая два названия - "Янки из Коннектикута" и "Новые англичане" - в нужный момент напрочь вылетели у меня из головы) применила консервативную стратегию: никакого риска, нажимаем только на то, что точно знаем.
АР: Не всегда. В одном вопросе - ну, в общем, нужно было назвать год смерти Николая I. И началось. 1854! Нет, говорит Илья. 1856! Опять нет. Пришлось нажать и сказать "Ну, 1855."
Поскольку в быстроте тягаться с большинством играющих было для нас делом гиблым, оставалось уповать на эрудицию. И она не подвела. После двух туров мы лидировали - 430 против 380 у другой NY-ской "двойки" Леня Койфман/Рома Кацив. У команды, идущей третьей, было 240 очков. Самым шедевральным моментом следует признать вопрос темы "Рыскал", когда произошла следующая последовательность действий:
1. Ведуший Илья Мандель: "Эта яхта..." 2. Лена Зусманович нажимает на кнопку. 3. Она же говорит "ой" и хватается за голову. 4. Она же говорит: "Дункан". 5. Ведущий (несколько опешив): "Правильно..."
Вот вам эффективность действия в условиях "неполной информации"!
А вообще, народ отличался большим азартом. Чего стоили только попытки угадать, какое именно имя архангела идет последним в списке у Ильи после названного ПЕРВОГО.. :-) Итак, финальный "свояк". Тема - авторская песня. Приходится задуматься. Высоцкий, Розенбаум - скорее всего, возьмем. А вот, допустим, Щербаков - "ляжем". И было принято фатальное решение - поставить очень мало. Ну просто очень. В результате просто сюрреалистического диалого между мной и Сашей - мы на полном серьезе обсуждали, стоит ли поставить 1 (один) или 2 (два) - ставка была выработана.
АР: Последний вопрос второго тура - так получилось - был по Щербакову. После моего кислого "ну вот", Илья заметил, что то ли еще будет. После этого ставить не-консервативно было просто нельзя.
Звучит вопрос - какая птица упоминается в последней строке песни барда, исполняющего песню-тему второго тура, посвященной барду, исполнявшему песню первого тура?" Чуть громоздко, но на раскрутку достаточно секунды - Высоцкий, Окуджава, "Черный аист московский на черную землю спустился..." И почему нам таких вопросов на "Брейне" не задавали?.. Для меня, впрочем, явилось сюрпризом, что многие не знали у Высоцкого песни "Еще не вечер"...
Ответы сданы. Интересуюсь у Лени Койфамана, что же они ответили. То же, что и мы... Он поздравляет нас с победой. Я интересуюсь, сколько они поставили. Хмурый ответ: "Да мало... Шестьдесять" Я начинаю медленно сползать вниз. Щелкнувший в уме счет 440:432 не в нашу пользу вызывает у меня желание истерически расхохотаться... Остается лишь патриотически радоваться за Нью-Йорк. Что поделать - эти ребята играют в преферанс... когда речь заходит о том, чтобы что-нибудь (куда-нибудь, как-нибудь) поставить - нам с ними не конкурировать...
Я ненавижу финальный вопрос в "свояке"!!! :-)
Вот, собственно, и все. Грамоты, совы, совята и советы розданы. Впереди остатки культурной программы, день на разграбление города и трансконтинетальный перелет назад, на Восток. Было хорошо. Еще раз спасибо всем, кого упомянул и - особенно - тем, кого забыл. А ротация указывает на то, что следуюшций фестиваль будет у нас, в NYC. И "руководящие товарищи" уже думают над его организацией. А мы постараемся, чтобы вам было не хуже, чем нам было в Bay Area. Приезжайте!
BONUS TRACK: Лучшая услышанная мной байка. Я люблю притворно посокрушаться по поводу деградации русского языка в американской среде. Услышав фразу про бесчинства ракунов, я заметил, что слова "енот" уже, похоже, никто и не помнит. На что Дима Волк гениально объяснил мне разницу: "Не, ты не понимаешь... Енот - это милый зверек, из мультика, песенки поет... А если у тебя мерзкое животное постоянно мусорный бак во дворе опрокидывает, то это - ракун!!!"
"...и Шахерезада прекратила дозволенные речи"
Олег Гольденштейн капитан команды "Лямбда" (NYC/Чикаго)
АР: Саша Ретах, игрок все той же "Лямбды".