"Встречи на Мичигане 2002".
И за учителей своих заздравный кубок поднимает... |
...Я имею вам сказать пару слов... |
Вот и пришла пора поговорить о моржах и улитках, о королях и капусте, о знатоках и их встречах. Последняя, из упомянутых встреч, произошла на Мичигане. Гм, звучит, как фрагмент вопроса. Что это, болезнь роста или требование жанра? Скорее некоторая боязнь, вызваная отсутствием опыта в подобных делах: в посещении фестивалей и написании заметок о них. И тем не менее, мнение у меня есть, я его полностью разделяю и охотно делюсь им. И данный плод графомании - попытка это мнение обнародовать и выслушать справедливую критику в свой адрес.
Начнем, пожалуй, с того, чего не будет в данном манупринте (что в нем будет, вы и так увидите). Не буду я писать о том, что происходило в Чикаго - те, кто там был, знают об этом не хуже меня, те, кого там, увы, не было, - много потеряли, но потерю не возместить рассказом. Не стану я описывать красоты Чикаго, города и реки, глубину озера Мичиган и просторы аэропорта О'Хара - в путеводителе, брошюрах тур-агенств вы прочтете об этом подробнее. Не буду описывать свой распорядок дня и прочие физиологические подробности - вряд ли они привлекут читателя. А вот на чем бы мне хотелось немного задержаться, это на рассуждениях о прошедших в Чикаго играх.
Люди, которые играют в игры.
Организаторы. Можно долго петь гимны в честь организаторов фестиваля. И все равно этого будет мало. Имея некоторый опыт проведения аналогичных мероприятий, я могу судить о колоссальном объеме тех работ, которые провели эти люди. Я понимаю, что многие из них остались "за кулисами". И считаю совершенно несправедливым, что их имена не упоминаются в отчетах и заметках. Но, увы, не могу восполнить пробел, ибо сам этих имен не знаю. Но тех, с кем я имел радость познакомиться лично, я не могу не назвать: Юлий Клебан, Анна Штром, Павел Лейдерман, Дмитрий Штернберг. Спасибо вам за прекрасный турнир, за ваше гостеприимство, за вашу теплоту. Благодаря вам турнир пролетел буквально на одном дыхании. Хотелось играть еще и еще. Не чувствовалась усталость, и сон воспринимался, как потеря драгоценного времени. И отдельный поклон Юлию как ведущему. Вопросы читались четко, в приятном темпе. Ну вот хочется придраться, а не к чему.
Соперники. Ну, скажем прямо, по дороге в Чикаго я не испытывал особого оптимизма. Я понимал, что встретиться нам предстоит с более чем серьезными противниками. И мои ожидания оправдались. В прошедших играх каждая осечка становилась критичной. Оно и понятно: даже мне, до недавних пор человеку от ЧГК далекому (читай "человеку недалекому") названия подавляющего большинства команд-участников были знакомы. И наслышан я был об их достижениях. А что касается новых названий, так кого же они могут обмануть - игроки-то старые, проверенные. Но не это, пожалуй, главное. В Чикаго, при личной встрече, все эти грозные конкуренты оказались очаровательными людьми. Ну как не написать здесь о Великом Ледорубе всех времен и народов. Приехав во главе молодой "необстреляной" команды, он показал, что мастерство - его не пропьешь. (Еще один поклон организаторам турнира - и подобные испытания были ими предусмотрены в достаточном количестве и с требуемой крепостью). А Инна Непокрытова? Она, а не мы, действительно играла одна против всех. И завоевала заслуженный приз. (Мое сердце она завоевала несколько раньше, но это событие так и осталось незамеченным никем, в том числе и ей самой). Таня и Саша ("Саша и Медведи"), ведь не случайно так случилось, что на всех снимках, сделанных в Чикаго, если не вы обе, то хотя бы одна из вас... (Дальнейший длинный перечень имен был удален мной самим, ибо заметки стали приобретать вид телефонного справочника).
Соратники. Это специальная форма извращения - благодарить свою команду в письменном виде. Я говорил вам, пил за это, и еще много раз скажу и выпью: вы лучшая команда, которую я могу себе представить. Я очень рад иметь таких друзей как вы. Каждый день, когда мы собираемся вместе,- для меня настоящий праздник. Я повторял это, повторяю и надеюсь повторять это еще много-много лет.
Игры, в которые играют люди.
Увы, не во всех конкурсах, представленных нам на фестивале в Чикаго, мы могли принять участие. Даже когда формально играли, фактически же... Вот так мы пропустили прекрасный музыкальный конкурс Павла Лейдермана. Что поделать, лишь один из ТОРМОЗОВ наделен музыкальным слухом. А для меня, например, Чижик-Пыжик отличается от Турецкого марша только именем автора. Что не помешало создать несколько остроумных (но к сожалению не приводящих к победе) теорий, как играть подобный конкурс на основании теории больших чисел, теории вероятности, принципа неопределенности и т.д.
А какое незабываемое удовольствие мы получили от "бескрылок"? И хотя память нас подвела с Агнией Барто (нечего было нам запоминать стихи из букваря, классиков детской поэзии надо читать в подлиннике), но безумство фантазий, посещавших нас в процессе обсуждения, компенсировало эту ошибку.
Забавно было дело и с экзотическими для нас рулеткой и супер-игрой. Видится мне, что в тонкостях правил мы не разобрались до сих пор, но окрепла наша уверенность в том, что если отвечать правильно на вопрос, то остальное - детали.
Что касается основного конкурса, то мне кажется, что он стал действительно основным. И я лишний раз убедился, что традиционная версия игры для меня наиболее привлекательна. Говорят, что дистанция была короткой? - Ну положим, на марафон никто и не рассчитывал. Вопросы были простыми? - Оно и видно: 100% не взял никто. А что до затаптывания правильных версий, так оно случается, но только тогда, когда мы не знаем, что эта версия правильная.
Вместо заключения или "Ну что тебе сказать про..."
Как пишут в подобных случаях классики, чьему примеру мы все должны бы следовать: "страшно перечесть". Хочется верить, что мне удалось передать свое ощущение после "Встреч на Мичигане". Надеюсь, что мои поклоны и благодарности достигнут адресатов. И, может быть, в будущем, мне удастсь сагитировать на поездку в Чикаго, тех кто там не бывал. Еще и еще раз: низкий поклон вам, дорогие хозяева-чикагцы, друзья-соперники. Приезжайте и вы к нам, и, хотя устроители чикагского турнира подняли планку на высоту "огромного размера", мы постараемся сделать все возможное, дабы поддержать заданный темп.
Искренне ваш,Леонид Колмановский
(ТОРМОЗА, Пало-Альто).